Анализ бухгалтерской отчетности

Организация бухучета – это ничто иное, как обработка всех входящих и исходящих финансовых данных о предприятии, таким образом составление бухгалтерской отчетности является безусловным звеном, которое завершает всю цепочку бухучета. Такой отчет, в первую очередь, представляет интерес для различных контролирующих органов, однако нередко требуется для предоставление в кредитную организацию или контрагентам. Кроме того, сотрудники фирмы, начиная от собственников и руководства, заканчивая различными менеджерам также, интересуясь текущим положением дел, с интересом черпают информацию именно из этого документа.
Для точного и своевременного составления бухгалтерской отчетности потребуется полностью отразить все хозяйственные операции, данные анализа и учета, соответствовать данным инвентаризации ТМЦ и текущему балансу за выбранный период времени. Для этого проводится длительная работа, план который отделом бухгалтерии фирмы составляется заранее. На первом этапе производятся проверки и сверки всех данных, включенных в предстоящих ответ. Проводится соответствие всех первичных форм учета на соответствие записей в бухгалтерском реестре, сверяются взаиморасчеты с клиентами компании, инвентаризация материальных ценностей компании и прочего имущества и т.п.

Бухгалтерский анализ – это неотъемлемая часть основных управленческих решений, среди которых и стратегическое планирование, и инвестирование, и вопросы, касающиеся кредитования и прочее. Таким образом, анализ бухгалтерской отчетности – один из наиболее значимых инструментов в финансовой системе любой организации. Практически половина успеха в стратегическом планировании на долгосрочный период заложено в верно проведенном анализе бух. отчётности.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что анализ бухгалтерской отчетности – отличный инструмент для оценки платежеспособности любой компании, какими бы ресурсами оно не обладало. Такой анализ даст четкое понятие о финансовой независимости фирмы, о рациональности и целесообразности привлечения инвестиций. Рутинная работа по анализу бухгалтерского отчета в подавляющем большинстве случаев сегодня происходит при помощи компьютера, который существенно упрощает и ускоряет процесс работы по анализу.

Формирование бухгалтерской отчетности

В процессе формирования бухгалтерской отчетности мы руководствуемся в первую очередь действующим законодательством в данной сфере применения. Среди основных нормативно-правовых актов, регулирующих форму, порядок и сроки формирования отчета основным является закон «о бухгалтерском учете», а также приказы и положения МинФина РФ. Именно эти документы устанавливают типовую форму бухгалтерского отчета любой организации, однако каждая фирма имеет право разработать собственную форму формирования бухгалтерской отчетности.

Главным правилом в данном случае является то, что любой отчет должен быть полным и достоверным, таким образом формируя верное представление о финансовом положении фирмы и результатах ее хозяйственной деятельности. Второе правило формирования бухгалтерской отчетности – это ее нейтральность, т.е. в идеальных условиях такая работа должна проводиться незаинтересованным человеком. И, наконец, третий принцип составления отчетности – это ее преемственность, т.е. из года в год форма отчета и его показатели должны оставаться неизменными.

Исправления бухгалтерской отчетности

Однако, даже самый опытный бухгалтер – это человек, который не застрахован от разного рода ошибок, в том числе и от ошибок в профессиональной сфере. В случае выявления ошибок, может потребоваться исправление бухгалтерской отчетности. В первую очередь такой корректировке должны подвергаться существенные ошибки, т.е. такие, которое способны повлиять на принятие различных управленческих и экономических решений.
Действующим законодательством предусмотрен определенный порядок исправления бухгалтерской отчетности, который зависит от периода, в котором была допущена ошибка, а также временем ее выявления. Таким образом существуют ошибки, допущенные в текущем отчетном периоде, ошибки, которые были допущены в предыдущие годы, выявленные в том же году, а также выявленные после подписания годового отчета. В зависимости от этой градации, исправление бухгалтерской отчетности происходит различными методами.

Проверка бухгалтерской отчетности

Что же касается проведение проверки бухгалтерской отчетности, она может быть плановой, т.е. ежегодной, а может производиться в неплановом режиме по инициативе руководителей компании. Кроме того, такая проверка может быть полной, либо выборочной. Полная проверка, как правило, подразумевает аудит всей бухгалтерской документации за выбранный период времени, а выборочная – отраслевые отчеты за весь период деятельности предприятия.
В ходе осуществления проверки бухгалтерской отчетности выявляется соответствие ведения документооборота нормативно-правовым актам. Необходимый минимум каждой проверки включает в себя содержание и состав различных форм финансовых документов и соответствие разнообразных показателей и отчетностей между собой, а также правильность и достоверность формирования бухгалтерской сводки в отчете.